Открытое письмо.
Наша негосударственная школа - не попытка создать альтернативное государственному образование и не стремление противопоставить свои взгляды и возможности - существующей государственной школе. Это - попытка дополнить современный образовательный процесс теми уникальными возможностями, которые становятся доступны человеку при помощи Божией. Прежде всего, это опора воспитательной и образовательной деятельности на твердые основы христианской нравственности. Далее, это возврат в школу традиций семейных отношений не только между педагогами и учениками, но и среди школьников. Это также искренняя любовь к своему историческому Отечеству, практический труд, деятельный отдых и здоровый образ жизни как ценности, к которым приобщаются воспитанники в стенах нашей школы и вне ее. Думается, что все это могло бы давать не просто прекрасные, но и необходимые для нашего города и нашей страны плоды. Однако...
Однако, негосударственная школа - это школа, «отделенная от государства» и соединить усилия государства и Церкви так и не удалось. Все 13 лет существования наша школа воспринимается представителями власти как повод переложить свою государственную ответственность (обеспечение бесплатного среднего образования) на плечи тех, кто захотел чего-то большего, чем то, что может дать сегодня государственная школа. Но лучшее возможно только вместе, а не врозь! А к ученикам православной школы в нашем Отечестве относятся не по-отечески: будто мы не сыновья, а постылые пасынки. Если в государственные школы из регионального бюджета выделяется более 25 тыс. рублей в год на ученика для обеспечения образовательного процесса и более 4 тыс. из городского на содержание муниципальных школьных зданий, то наша школа получает из регионального бюджета 8,8 тыс. руб. на ученика в год и претендовать на большее - «незаконно», а городская администрация сегодня заявляет, что тратиться на коммунальные расходы для негосударственной школы не обязана и не имеет законных оснований. Более того, мы и помещение, как
теперь оказалось, занимаем напрасно, лучше бы в нем были группы детского сада, в которых сегодня город остро нуждается: более 8 тыс. детей в очереди. В единственной православной школе город так остро не нуждается, считает наша городская администрация.
Таким образом, получается: протягиваешь руку помощи, чтобы сообща сделать лучше то, что есть, а тебе в эту руку вкладывают всю проблему целиком, и вот уже эта рука превращается в просящую милости. Родители нашей школы отдают в нее 7% своего семейного дохода. Это - вынужденный дополнительный «налог на образование», потому что все основные налоги они честно платят как граждане своего государства. В том числе, и на образование. Однако право на государственное обеспечение образования они теряют, если переходят учиться в негосударственную школу. Думается, в этом странном, сложившемся в чиновничьей среде подходе, - главная проблема.
Проистекающая из этого материальная нужда -проблема вторичная, хотя не менее болезненная. Годовой дефицит школьного бюджета в 3,5 миллиона только по фонду оплаты труда - это не просто ощутимо, это - недоступно для нашего прихода, являющегося учредителем школы. Капитальный ремонт здания при таких обстоятельствах - вещь совершенно нереальная. А нам необходимо произвести строительство новой крыши (оценивается в 5 млн руб); капитальный ремонт в новом здании, которое предлагается для отделения гимназии в Падунском районе (по адресу Макаренко, 22) и оценивается почти в 9 млн. руб.; ремонт тепловых сетей, спортивного зала, оборудование для учебных кабинетов физики и химии...
Мы можем и хотим помогать в решении важных государственных задач (например, в воспитании достойных граждан для нашего Отечества), но мы не можем и не должны делать это вместо государства. Если в отношении к православным школам не произойдет изменений, это приведет к дальнейшему закрытию их по всей стране и в нашем городе в частности (их уже сегодня осталось 117 из 160, бывших в 2000 году). И это не укрепит доверия людей к государству и правительству.
Что-то надо делать. Мы пока боремся за жизнь на грани выживания и ждем изменений. 8 лет назад у нас было 218 учеников, сегодня - 160, и нам же еще ставится в вину малочисленность школы. За 7 лет мы выпустили в жизнь «всего» 47 учеников. Однако над каждым мы трудились честно и добросовестно. Ни один из них не потерялся в жизни. Они уже создали несколько семей и воспитывают детей. 30 из наших выпускников продолжили свое обучение на бюджетной основе в высших учебных заведениях по всей стране: Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Воронеж... Все остальные тоже получают дальнейшее образование. И каждый надеется быть полезным своей стране. Неужели, не надо?
Директор Православной гимназии г. Братска протоиерей АНДРЕЙ СКРЫНЬКО
10.10.2010
ВЫЖИВЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ.
Татьяна Ястремская
"Свободные новости", № 38 (15 окт.)
Чтобы ответить на открытое письмо, мы обратились в департамент образования Братска. Там заверили, что закрывать православную гимназию не планируется, да и нет таких полномочий ни у администрации, ни у самого департамента. Любое образовательное учреждение имеет право на жизнь, в том числе, негосударственное. И администрация многократно помогала гимназии выживать.
Вот цифры: расходы местного бюджета на оплату коммунальных услуг по зданиям и помещениям, занимаемым гимназией, в 2010 году составляют 898 тысяч рублей. Свою деятельность 'гимназия осуществляет на базе трёх зданий, находящихся в муниципальном имуществе: в Энергетике - на базе детского сада № 84, на площади в 470 кв. метров, в Центральном округе Православная гимназия располагается в здании бывшего детского сада общей площадью 2 908 кв. метров. Также в безвозмездном пользовании Православной гимназии находится здание бывшего диагностического центра по адресу ул. Макаренко, 22. И коммунальные услуги по всем этим помещениям оплачиваются из средств городского бюджета.
Кроме того, за счёт средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, лицей №1 содержит 4,4 ставки сторожей, которые охраняют недействующее здание на ул. Макаренко. Плюс к этому из бюджета города были выделены средства на организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодёжью в размере 326 тыс. руб.
Численность учащихся гимназии - всего 142 человека. В этом и есть вся «соль» вопроса, поскольку используется «по-душевая» система финансирования и оплаты труда работников образования. Деньги поступают из областного бюджета в виде субвенции, которая рассчитывается в зависимости от количества учеников. Классов в среднестатистической школе должно быть больше двадцати со средней наполняемостью 25 учеников в каждом. А в православной гимназии их всего 142. Вот и субвенции поступают такие мизерные, что на оплату труда педагогов и воспитателей не хватает.
У православной гимназии нет социального заказа, то есть, это образовательное учреждение не пользуется большим спросом среди населения. По признанию некоторых мам, своих детей они отдали обучаться в начальное звено гимназии
только потому, что там удобный график занятий, полный день занятости. Контингент учащихся гимназии, особенно среднего и старшего звена, на протяжении ряда лет в целом снижается, об этом говорится и в открытом письме. Уровень качества образования не достаточно высок: в гимназии особое место уделяют религиозным учениям, удаляя на второй план основную общеобразовательную программу.
А тем временем, в здании, которое занимает гимназия в Центральном округе, можно было бы разместить 12 детсадовских групп и сократить нехватку дошкольных учреждений на 250 мест. В Энергетике, в здании детского сада № 84 можно было бы открыть группы на 75 мест. В то же время, общеобразовательные школы Братска наполнены на 55%, а это значит, что ученикам православной гимназии найдётся место в любой школе города.
Многие пункты открытого письма указаны верно: администрация действительно не обязана тратиться на коммунальные расходы негосударственной школы, оказание финансовой поддержки гимназии не имеет под собой чёткой правовой основы. Следует также признать, что православная гимназия действительно вносит большой вклад в патриотическое и духовное воспитание детей. Однако не стоит утверждать, как это сделано в открытом письме, что воспитанием достойных граждан для Отечества гимназия занимается вместо государства. В государственных общеобразовательных учреждениях так же осуществляется программа патриотического воспитания. А если привести в пример кадетские классы, существующие в Братске и пользующиеся спросом, то вышеуказанное заявление, прозвучавшее в открытом письме, и вовсе голословно. Кстати, наверняка, по примеру кадетских классов, можно было бы создать православные классы в обычных школах, либо ввести специальный курс, либо заниматься с детьми в церковно-приходских школах, не занимая при этом отдельных зданий. Либо, для продолжения своей деятельности, православной гимназии необходимо увеличить число учащихся. Тогда увеличится и субвенция.
Уделять особое внимание религиозному воспитанию детей и не испытывать при этом колоссальных материальных нужд - возможно. Но, видимо, только с Божьей помощью...
Давайте подумаем вместе.
Директор Православной гимназии протоиерей Андрей Скрынько.
Как бы ни было внешне похоже, но публикация «Открытого письма» и ответа на него вызваны не желанием развернуть полемику. Или, во всяком случае, не с администрацией. Целью является ознакомить тех, кто интересуется вопросом: в чем же, собственно, состоит проблема? И еще, что более важно, попытаться призвать православную общественность нашего города к серьезному размышлению над вопросом: что же силятся сохранить те, кто сегодня тащит на своих плечах этот «чемодан без ручки», и что в Православной гимназии оказалось не так, что она не нужна прочим православным? Потому что когда в чиновничьих кругах делают вывод об отсутствии социального заказа на православное образование, я не могу не принять этот укор: детей у православных прихожан больше, чем их учится в нашей гимназии. Значит, что-то для их родителей оказалось ценнее, чем христианское мировоззрение, чем общество людей родственного духа, чем совместное дело, в котором выковывается братская любовь и укрепляется вера.
Я знаю и сам часто повторяю: Православная гимназия - это не вся Церковь. Это - один из возможных путей сближения с Богом. Он открывает уникальные возможности, но, как и любой путь, - не универсален, кому-то подойдет, а кому-то нет. Однако, как видится, вокруг вопроса о ценности православного образования в нашем городе существует ряд ложных представлений. Вот о них-то и хочу сказать.
«Низкий уровень качества образования», «общеобразовательная программа удалена на второй план». Это просто расхожая фраза, идеологический штамп времен Советского Союза, и за этой фразой стоит банальный отказ от попыток анализа. Наша школа трижды - поэтапно - проходила государственную аттестацию. Трижды комиссия, возглавляемая иркутскими специалистами полняемость у нас - около 50% от максимально возможной. Ну так и в школах города эта наполняемость в пределах 55%. Может, там тоже «отсутствует социальный заказ»? Нет, конечно, дело в другом. Детей стало меньше, чем было 15 лет назад. Меньше их стало везде, с чего бы их стало больше у нас? Хотя я сам думаю, что должно быть больше. Общеизвестно, что у верующих людей семьи многочисленнее.
«В здании, которое занимает гимназия в
Центральном округе, можно было бы разместить 12 детсадовских групп и сократить
нехватку дошкольных учреждений на 250
мест». - Наверное, да. Но неужели кто-то возь-
мется сравнить и сказать: «11 классов менее
значимы, чем 12 детсадовских групп»? Я, на-
пример, не берусь сравнивать. И если мое мне-
ние в пользу 11 классов, то это в силу возраста
нашей школы. Мы 13 лет живем в здании, ко-
торое в 1997 году нам отдали, потому что оно
стало не нужно городу как детский сад. А так
в нем, все-таки, остались дети, а не банкиры
или чиновники. За эти 13 лет мы каждый угол
и каждую стенку «облизали» многократно, мы
вложили в это здание столько заботы и труда
(и, конечно, денег), что это тоже чего-то стоит,
а мы думаем, что дает право и считать его своим (а уж чувствуем мы его «своим» уже давно).
Не надо сталкивать нас лбами с теми, у кого
проблемы с получением места в детском учреждении НЕ ПО НАШЕЙ ВИНЕ, а по причине
полного отсутствия преемственности власти
в нашем городе и - как неизбежное следствие
- отсутствия стратегического плана развития
этого города. А мы де-
лаем то, что можем на
благо всех, кто захочет этим благом воспользоваться.
Но вот главный вопрос у меня остался к православным родителям, которые к нам не приходят:
А почему вы не хотите воспользоваться теми благами, которые есть у нас в школе? Что в ней настолько плохо, что вы не хотите, чтобы ваши дети были с нами? чего вы боитесь от нас получить или не получить? И вообще, дело в нас или в вас? Не случится ли так, что, пока вы размышляете: надо вам или не надо, «поезд уйдет», и когда вы решите, что надо, то уже ничего и не будет?
Я как директор и как родитель, у которого двое детей уже закончили эту школу и учится в ней третий (сей факт и сам по себе мог бы сказать многое), призываю всех сомневающихся: давайте мы не будем спорить с властями о том, чего они нам должны, а чего не должны, и что мы такие замечательные, а они не понимают. Давайте мы просто соберемся вместе и своим отношением покажем, что мы не пренебрежительно малая величина. Если до конца этого учебного года мы увеличим свою численность еще хотя бы человек на 20, а то и 30, то ни у кого не поднимется рука и не повернется язык сказать, чтоб мы отсюда убирались, потому что не нужны даже самим себе.
Были разные причины, по которым кто-то от нас ушел, а кто-то просто не дошел. Многие из них уже отпали. Приходите, для начала просто поговорим, узнаем, что да как. Посмотрим, что мы вместе сможем улучшить. Ведь если вы хотите чего-то лучшего, то надо это делать своими руками, а не ждать, когда кто-то сделает для вас, не те сейчас времена. Бог помогает труж-дающимся, Он же и покрывает все ошибки, невольно допущенные при искреннем стремлении сделать что-то доброе (по крайней мере, для тех, кто Его призывает в помощники). А отсутствие Бога многократно усиливает последствия бездействия и нравственной пустоты.
Весной 2011 года истекает срок аренды здания по ул. Крупской, 30 и заканчивается срок лицензии на право ведения образовательной деятельности. Процедура продления лицензии - вещь обычная, ее все проходят раз в 5 лет. Но для этого надо располагать зданием. Если в нашей школе не станет больше учеников, то продлить аренду будет, мягко говоря, весьма проблемно. Так что, давайте пошевелимся. Нас уже стало больше - на 14 человек - в сравнении с прошлым годом: кое-кто вернулся, кое-кто пришел впервые. Но мы готовы на большее.
Директор Православной гимназии протоиерей Андрей Скрынько.
Предлагается обсудить эту тему в Форуме,где открыта соответствующая Тема.