Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, село Покосное
Иркутская митрополия, Братская епархия.

Авторизация

E-mail:
Пароль:
Новости
Объявления
  • 22 Ноябрь 2018
    Что бы принять Таинство Крещения , необходимо прослушать две  Огласительных беседы . Первая Огласительная беседа состоится 10 декабря 2018г. (понедельник)  - в 18-00. 
    24 Октябрь 2014
    Эстрадный исполнитель Александр Барыкин многим известен по песне "Букет". И мало кто знает, что еще в 2002 году был записан альбом "Молись, дитя!", где Александр предстает перед нами как исполнитель православных духовных песен в современной обработке. Песни можно прослушать и скачать на нашем сайте в разделе "Медиатека". 

Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице на евангельский отрывок, который читался во время Литургии в воскресение 5сентября 2010г.

Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

О наибольшей заповеди

            Священник Михаил Немнонов.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Мы с вами слышали в Евангелии вопрос одного из законников, который, искушая Христа, спросил: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?   

Было это уже в последние дни земного служения Христа, и все, кто там, в Иерусалимском храме, о чем-нибудь Его спрашивали, делали это для того, чтобы уловить Его в слове, пытаясь в Его ответах найти какой-то повод для обвинений против Него. Но о человеке, который задал этот вопрос, Христос хорошо отозвался. Из параллельных мест в других Евангелиях мы с вами помним, что в конце Господь сказал ему: не далеко ты от Царствия Божьего. То есть он не был еще в Царствии Божьем, он не имел Царствия Божьего внутри себя, но он был недалек от него, и, значит,  этот вопрос исходил из здоровых побуждений. Он не верил в Христа до конца, он не знал, - сомневался, - Кто Это, но он Его спрашивал действительно с желанием услышать истину, а не обвинить Христа в чем-то.

Что же стоит за вопросом - какая наибольшая заповедь в законе? В Ветхом Завете  было много заповедей. И если бы Христос ответил, что главная заповедь – первая: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Втор. 5, 6-7), - тогда вся эта публика, которая распяла Христа, была бы оправдана, - они все верили в Единого Бога, и язычниками не были. Так и у нас сейчас многие говорят: «Я понимаю, что живу по-свински, но я православный, - в отличие от других, которые живут так же». А может быть, этот законник ожидал услышать, что главная заповедь – не убивай. В этом случае большинство из нас с вами легко оправдались бы. Мы духовной жизнью живем в четверть силы, а то и меньше, зато никого не убивали. Будь первой заповедью эта – так можно было бы дальше и жить. Но в ответ он слышит ту заповедь, которая совмещает в себе все прочие заповеди, - на которой они все утверждаются: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

            Мы с вами особенно должны обратить внимание на то, что заповедь  о любви к ближнему стоит на втором месте после заповеди о любви к Богу; и еще на то, что она именно стоит там, на втором месте. Потому что одно без другого не действует и не существует. Мы не можем по-настоящему любить ближнего, если Бога не любим. И все, что мы ради ближнего делаем, все будет пусто, и все сгорит, и может быть еще вред принесет. Преподобный Серафим Саровский говорил, что добрые дела, которые делаются не по вере, не ради Христа, не вменяются Богом в заслугу, но они отчасти приближают нас к Богу, эти дела, и если человек, делая их, затем пришел к вере и стал по ней жить, то они вменяются ему как бы сделанные ради Христа. Все, что мы делаем на пути к Богу, сгорает, если к Богу мы не пришли, но вменяется в заслугу, если все таки мы к Нему пришли. И любовь к ближнему, если она только лишь по природе, по чувству, по естеству, и если она не привела нас к любви к Богу, ни в какую заслугу вменена нам не будет. А вот если мы к Богу пришли, то и любовь к ближнему  должна в конце концов ожить и зажить новой жизнью. Но только выглядеть она будет уже по-другому. Например, бывает нужно ради любви к ближнему оставить одного человека, который ждет нашего внимания, ждет, что мы ему свое время и силы будем посвящать, и отдать все это другому. А первый будет на нас обижаться. И  если это действительно нужно, если первый в этом нуждается меньше, а второй больше, то это – любовь к ближнему. Еще бывает, что люди хотят от нас чего-то добиться, и мы с вами ясно видим, что то, чего они от нас хотят, будет против Бога. И мы должны им отказать, и для нас это скорбно, - мы знаем, что они будут скорбеть на нас, но если мы им откажем, то это – тоже любовь к ближнему. Бывает, что люди из любви к себе ждут особенного к себе отношения. Отказать им в этом – это тоже любовь.

Одним словом, любовь к ближнему – это то поле, где стоит наш с вами крест, который нам предстоит нести, и в котором – наше спасение. И мы помним слова апостола Иоанна Богослова – Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20) Но есть у апостола Иоанна и другие слова – что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его (1 Ин. 5, 2). Среди нас, я думаю, нет никого, кто совсем не имел бы любви к Богу. Имеющему да прибавится. Аминь.

 

   


Назад к списку