Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, село Покосное
Иркутская митрополия, Братская епархия.

Авторизация

E-mail:
Пароль:
Новости
Объявления
  • 22 Ноябрь 2018
    Что бы принять Таинство Крещения , необходимо прослушать две  Огласительных беседы . Первая Огласительная беседа состоится 10 декабря 2018г. (понедельник)  - в 18-00. 
    24 Октябрь 2014
    Эстрадный исполнитель Александр Барыкин многим известен по песне "Букет". И мало кто знает, что еще в 2002 году был записан альбом "Молись, дитя!", где Александр предстает перед нами как исполнитель православных духовных песен в современной обработке. Песни можно прослушать и скачать на нашем сайте в разделе "Медиатека". 

Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме.Произнесена в воскресение 26 сентября 2010г.

 Память обновления (освящения)

 храма Воскресения Христова в Иерусалиме

(Воскресение словущее)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник – память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, на Гробе Господнем. А слово «словущее» означает, что в этот день воскресение Христово прославляется, то есть «слывет».

          Предыстория этого праздника восходит к первому веку христианской эпохи. В 70 году нашей эры Иерусалим был взят римскими войсками. Как и предсказывал Сам Спаситель, ими был разрушен находившийся в Иерусалиме Соломонов храм. Полвека спустя римский император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан. При этом Адриан, как ревностный язычник, приложил особые старания к тому, чтобы осквернить и предать забвению святые места,  связанные с земной жизнью и смертью Господа Иисуса Христа. Святой Гроб Господень был засыпан землей и камнями и сверху был водружен идол. На Голгофе был построен языческий храм Венеры, служение которой сопровождалось развратом.   И даже в Вифлееме, на месте, где родился Спаситель, было построено капище.

Времена язычников миновали, и в начале IV века воцарился равноапостольный Константин Великий, первый император – христианин. Он впервые узаконил христианскую веру и сам исповедал себя христианином.

А затем Константин В. позаботился привести святые места в должное состояние. Святая равноапостольная Елена, мать императора Константина, отправилась в Святую Землю, и при ее личном участии были найдены преданные забвению место Рождества Христова, голгофа, Животворящий Крест и сам Гроб Господень. А затем на Гробе Господнем началось строительство храма, который заключал в себе место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила или заложила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета. Святая царица Елена не дожила до постройки храма Воскресения Христова. Она преставилась в 327 году, вскоре после возвращения из святых мест. А храм строился 10 лет и был закончен в 335 году, как раз в год тридцатилетия царствования Константина Великого.

Освящение храма, состоявшееся 13 сентября 335 года, было великим торжеством Христовой Церкви. В нем принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. А после этого епископы собрались на Собор и постановили учредить на все времена этот праздник, в который вспоминается освящение великого храма Воскресения Христова как некий рубеж, знаменующий наступление христианской эпохи в жизни Римской империи и почти всего мира.

За время, прошедшее с той поры, он много раз перестраивался, и теперь в храме на Гробе Господнем, где в Великую субботу сходит Благодатный Огонь, от него остались небольшие фрагменты. Но этот праздник по-прежнему дает нам почувствовать веру и упование, воплотившиеся в том великом храме, а также побуждает вспомнить и  скорби, без которых не обошлось его освящение.

Мы с вами помним, что в начале царствования Константина Великого Церковь сотрясала арианская ересь, отрицавшая божество Сына Божиего. В 325 году состоялся Первый Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено вместе с его предводителями. Однако за следующие десять лет после Первого Вселенского Собора, те, кто сочувствовал ереси, оправились от поражения, усилились и перешли в наступление. При жизни Константина Великого они еще не смели открыто выступать против Православия, и вместо этого одного за другим убирали с дороги своих противников – епископов, сохранивших веру неповрежденной. Среди пастырей Церкви, собравшихся на освящение храма в Иерусалиме, было немало исповедников Православия, но были и лица, сочувствующие еретикам, причем последние заметно укрепили свои позиции. И вот, по дороге в Иерусалим епископы, направлявшиеся туда, собрались в городе Тире, чтобы по приказу императора совершить суд  между одним из столпов Православия св. Афанасием Александрийским и его обвинителями, за спиной которых действовали еретики. Св. Афанасия, между прочим, обвиняли в колдовстве, в убийстве и легкомысленном образе жизни, а также в жестоком обращении с подчиненными. В большинстве из этих обвинений св. Афанасию легко удалось оправдаться, но все же Тирский собор признал его виновным в поступках, не соответствующих святительскому служению и сану. В итоге ему пришлось провести в подполье и ссылках семнадцать лет из сорока лет своего патриаршества. Видя, что дело идет к его соборному осуждению, св. Афанасий тайно скрылся и отправился в столицу прямиком к Императору, чтобы просить  у него правосудия. А тем временем его враги лишили его сана заочно и заочно же присудили к ссылке. Затем, собравшись на освящение храма в Иерусалиме, те же лица вновь осудили св. Афанасия, а заодно и вернули в церковное общение еретика Ария, сняв с него осуждение. Промыслом Божиим Арий умер постыдной смертью, не успев вернуться к своему служению в Христовой Церкви. А св. Афанасий вынужден был провести в подполье и ссылке в общей сложности 17 лет своего патриаршества.

          И мы научаемся из этих событий, что храмы даны нам не для одной радости. А в те времена, как и теперь, многие только ее и ждали. И мы с вами можем понять, что они чувствовали, потому что сами пережили нечто подобное в начале 90-х годов, когда открылось  множество храмов и многое сразу переменилось. Каждый из тех, кто входил во вновь открытый храм, помнит, какую ни с чем не сравнимую радость при этом испытываешь. Но духовная жизнь для христианина заключается не только в том, чтобы испытывать радость. Она прежде всего заключается в том, чтобы быть верным Христу, если нужно,  и в скорби. И об этом как раз мы легко забываем. И тогда, в начале IV века все были настолько опьянены этой радостью, что многим казалось: вот, время искушений закончилось, и теперь у нас христианский царь, теперь у нас христианская империя, теперь у нас великолепные храмы и мы только и будем, что радоваться. Однако следующая скорбь оказалась не меньше, чем предыдущая. Причем она была тем больнее,  что борьба была не извне против Церкви, а внутри нее, и такая же страшная. Мы помним, что только Второй Вселенский Собор, состоявшийся в семидесятые годы того же века, то есть через сорок лет после освящения Иерусалимского храма, покончил с возродившейся ересью. Все эти сорок лет прошли для Церкви во мраке и в смуте. И они закончились торжеством Истины лишь потому, что нашлись люди, которые шли тесным путем к самой Истине, а не к тому, чтобы в этой жизни радоваться, убегая при этом от трудностей.


Назад к списку