Проповедь на Богоявление, Крещение Господне.
Святое Богоявление.
Крещение Господа и Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы слышали сегодня в Евангелии, как Христос говорит Иоанну Крестителю: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Он так говорит в ответ на слова Иоанна Крестителя: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Мф. 3, 14)? О чем говорит Христос? Что это за всякая правда, которую им надлежало исполнить?
Конечно, это правда Божья. А она раскрывалась тогда в Ветхозаветном законе. И в Ветхом Завете была заповедь, данная еще Моисеем: Пророка, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - его слушайте (Втор. 18, 15). Эта заповедь относилась и к Иоанну Крестителю, который был величайшим пророком. И когда он вышел на проповедь со словами покайтесь, ибо приблизилось царствие Божье, весь народ принял эти слова как призыв свыше, как пророчество, как возвещение воли Божией. Все откликнулись, - все, как один. Даже фарисеи с саддукеями - и те приходили креститься. И хотя Иоанн Креститель принимал их не очень радушно, говоря им: змии, порождении ехиднины, кто побудил бежать вас от будущего гнева, но они все равно шли. И все приходившие исповедовали свои грехи, и Иоанн Креститель погружал их в воду Иордана, показывая образ того очищения, которое их ждало в скором будущем, которое они могли принять от Христа.
Каким же образом Спаситель исполнил при Крещении эту ветхозаветную правду? Во Христе Бог стал Человеком, - Одним из людей, Одним из иудеев, Одним из израильтян. И Христос приходит к Иордану именно как Человек, ничем внешне не отличаясь от других людей. Он приходит, повинуясь призыву, обращенному через пророка ко всем людям. И всегда Он, как Человек, Сам шел тем путем, к которому призывает нас с вами.
Но в этом его добровольном уничижении и открывается Его Божество. Христос приходит на Иордан как Человек, как истинный Человек, носитель той же плоти, той же человеческой природы. Как Человек он входит в иорданские воды, и в это время все слышат слова с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Но если он сын Божий, то он может быть только Богом, никак иначе. И в этот момент на него нисходит Дух Святый, - на Иордане является Троица.
Почему Богоявление произошло именно на Иордане, именно при Крещении Иоаннове? Видимо, для того, чтобы мы помнили, с чего начинается наше спасение.
Не при Нагорной проповеди происходит Богоявление, - не тогда, когда Христос проповедовал и учил людей, потому что не с проповеди начинается наше спасение. И хотя мы не спасемся, если не услышим живое Евангельское слово от других людей, но не с него начинается наше восхождение к Богу. Многие слышали такое слово, но ничего в их жизни не изменилось.
Еще Богоявление произошло не в то время, когда Христос совершал чудеса, хотя по человеческому рассуждению казалось бы – как было бы кстати! Так нет же! Потому что наше спасение не с чудес начинается. Чудеса происходят, и все их видят, - по телевизору показывают мироточивые иконы, чудесные исцеления. И все таки, глядя на это, многие так и не меняются, и не обращаются ко Христу.
Богоявление произошло и не в тот момент, когда Христос отвечал книжникам и фарисеям на все их попытки уловить его в слове. Потому что наше спасение начинается не со споров о вере, хотя многие ведут себя именно так, как будто самим ничего делать не надо, а надо лишь доказать другим, что они неправы. Не со споров, и не с доказательств начинается наше спасение.
Наше спасение начинается с того момента, когда мы видим свои грехи, когда мы сокрушаемся и каемся в них, и стремимся от них избавится. Потому что имя Христа - «Спаситель». Для того Он пришел, чтобы спасти нас от наших грехов, исцелить нашу волю, исцелить наши души, исцелить отчасти и тело, поврежденное грехом, исцелить нас от наших страстей и от той душевной смерти, которая идет за грехами.
Христос явился на Иордане, исполняя, как Человек, всякую правду. Он явился среди тех людей, которые любили эту правду и искали ее. И вера в Христа тогда явится в нас в полную силу, когда мы с вами будем искать больше всего на свете Царствия Божьего и правды его. Аминь.
Назад к списку