Проповедь в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поводом к празднику, который сегодня совершается в Церкви, послужило исполнение праведными родителями Божией Матери данного ими перед Богом обета, а также совсем не обычные события, которые происходили при этом.
Как мы с вами знаем, святые праведные Иоаким и Анна долго не имели детей и со многими слезами молились Господу, чтобы Он наградил их потомством. И когда наконец это прошение было исполнено и праведная Анна уже в престарелом возрасте родила Дочь, они вместе с супругом дали обет посвятить свое дитя Богу. Это посвящение означало, что с раннего детства и до совершеннолетия Она будет расти и воспитываться вне дома, при Иерусалимском храме.
Прошло три года, настало время исполнять обещанное. По обычаям того времени три дня Отроковица прощалась со своим домом, а затем торжественная процессия, состоявшая из Нее Самой, Ее родителей, родных и знакомых, а также шедшего впереди хора из девушек с зажженными свечами направилась из родного Назарета в Иерусалим.
Через три дня они достигли Иерусалима и остановились у дверей Иерусалимского храма. И с этого момента начались события, каких прежде никто не видел.
У входа в Иерусалимский храм было пятнадцать высоких ступеней. Трехлетняя Отроковица ко всеобщему изумлению бодро взошла по ним сама, без всякой посторонней помощи.
Тем временем первосвященник Захария, исполнившись Духа, прозрел, что Отроковице, вошедшей в храм, предстоит стать Божией Матерью. И, будучи в Духе, ввел Ее во святилище Иерусалимского храма – во Святое Святых, то место, куда сам он имел право входить только раз в год для особых священнодействий. Почему он так сделал? Он прозрел, что перед Ним Та, Кто больше Иерусалимского храма, поскольку Она вместит внутри Себя Бога, Ставшего Человеком. В акафисте Божией Матери есть слова: Радуйся, Святая Святых большая! Они – как раз об этом.
Там, в Иерусалимском храме, Пресвятая Дева провела девять лет, покинув его на тринадцатом году Своей земной жизни.
Жила она вместе со всеми посвященными Богу детьми в особых помещениях на церковном дворе. Их вместе наставляли в Законе Божием и обучали рукоделию, - пряже, ткацкому ремеслу и вышивке. Они вместе молились в специально отведенном месте храма. Но жизнь Божией Матери отличалась от жизни других детей тем, что она немалую часть времени проводила за молитвой во святилище – во святом святых, куда ввел ее первосвященник.
Там, возрастая духом и все более просвещаясь Божественным Светом, она дала обет девства, что было более удивительным делом, чем все прочие чудеса, о которых мы вспоминаем сегодня. Почему более удивительным? Потому что отдавать всегда тяжелее, чем брать. Кроме того, в Ветхом Завете девство было в почете только до определенного возраста. Для взрослых в почете было супружество, а не девство. Не выйти замуж, равно как не иметь в браке детей однозначно считалось наказанием Божиим. И при храме девы воспитывались для того, чтобы они потом вышли замуж и рожали детей. И Божия Матерь по своей любви к душевной чистоте избирает путь девства, еще не зная, что Ей предстоит стать Божией Матерью, и нимало не беспокоясь о том, что о Ней скажут люди. Она не думала о том, достаточно ли уже сделано для того, чтобы сойти в очах Божиих за человека, живущего правильной жизнью. Потому и Господь не положил предел Своим дарам, данным Божией Матери, но продолжал укреплять Ее во все дни Ее земной жизни как дарами Своей благодати, так и соответствующими им по силе скорбями.
И наше дело не только в том, чтобы получать от Бога дары, но и в том, чтобы отдавать Богу часть себя и того, чем мы бы могли для себя пользоваться. Вы, - говорит апостол, – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Но живет он там, где исполняется воля Божия, как жил в Божией Матери, потому что она любила Бога и во всем была Ему послушна. Будем и мы слушаться заповедей Божиих, будем и мы отдавать Богу, а не только брать, и Он не лишит и нас Своих великих даров. Аминь.
Назад к списку